По Монголии на внедорожнике 2015

TOMGEM PLANETA. Монголия 2015. Монгольский Алтай

TOMGEM PLANETA. Монголия 2015. Монгольский Алтай

Наша очередная поездка в Монголию состоялась летом 2015 года (предыдущая была в 2013 году). Как и прошлый раз, Российско-Монгольскую границу пересекли в Ташанте, Горный Алтай, 29 июня, а в целом поездка по Монголии длилась 18 дней. Как и в прошлый раз, шли одной машиной, Паджеро-4. А вот экипаж урезали наполовину — на этот раз мы были вдвоем с Варварой, моей дочерью, 9 лет.

Как прошла сама поездка — тема отдельных публикаций. Здесь же я хочу коснуться нюансов, с которыми мы столкнулись во время путешествия, а заодно сравнить их с поездкой 13-го года. В двух славах — черное стало белым, и наоборот. А теперь подробности.

TOMGEM PLANETA. Монголия 2015. Монгольский Алтай

TOMGEM PLANETA. Монголия 2015. Монгольский Алтай

Виза и таможня. Виза для прохождения Российско — Монгольской таможни теперь не требуется. Но лучше от этого не стало. С отменой виз целые орды казахов ринулись в гости в Монголию к своим родственникам (как известно, в Западной Монголии живут в основном этнические казахи). И что в связи с этим теперь творится на таможне сложно пером описать. Очередь в тридцать-сорок машин — нормальное явление. А если учесть, что пропускная способность таможни те же 30-40 машин в день, то велика вероятность одну-две ночи провести на приграничной территории. К тому же у любого монгола пол-Монголии родственников, и всех их они начинают пропускать впереди себя. Что касается казахов, то эти друзья степей попросту нагло лезут без очереди. Если жестко послать, они легко посылаются, но при этом идут вперед и все равно где-нибудь пролезут.

Кстати, о приграничной территории. Если Вас застала ночь в очереди у таможни, то покинуть ее (очередь) Вы не сможете. Гостиниц нет, общепита нет, есть один сартир типа ЭМ-ЖО, крайне загаженный. К тому же ночью Вы в него не попадете, поскольку в темноте бегают и рычат как леопарды здоровенные монгольские псы.

Что касается самой таможни, то монгольская сторона очень лояльна и доброжелательна к туристам, саму процедуру там можно пройти за 10-20 минут. А вот россияне………… . «Чистенькие, выглаженные, вежливые, улыбчивые, с легким юмором. Вся процедура заняла не более десяти минут!!! Может, теперь вся наша граница такая???» Но это было в далеком 2013 году, и таможенники тогда были неправильные. А теперь 2015 год и таможенники правильные. Из машины вытряхнули все пол-тонны снаряжения, учли все канистры, запасные колеса и тушенку, и долго выясняли, почем я буду продавать в Монголии дизель, колеса и две полутораметровые доски. Впрочем, собственно пограничники, лейтенантики — нормальные ребята. А вот ходят там пузатые майоры с задумчивым видом — такие гаденыши…

Еще одна гигантская проблема монгольской таможни — режим ее работы. Монгольская таможня закрыта в выходные и праздничные дни. С выходными все понятно. А вот с праздничными вы не разберетесь даже будучи местнорожденным коренным монголом. Мало того, что информацию о некоторых праздниках вы не найдете в интернете. Часть праздников являются «плавающими», постепенно переходя из аймака в аймак. И как они «плавают» не знают ни в консульстве, ни в центральной таможенной справочной службе, ни в местных турфирмах. В целом летний национальный сабайтунчик растянулся на всю первую половину июля, а конкретно Ташантинская таможня была закрыта с 11 по 15 июля. Как результат, к ночи 15-го у шлагбаума выстроилась очередь из 80 машин. Утром 16-го, к открытию таможни машин было уже около 200.

TOMGEM PLANETA. Монголия 2015. Нагорье Хангай.

TOMGEM PLANETA. Монголия 2015. Нагорье Хангай.

Отношения с местными во время предыдущей поездки 2013-го года нас сильно напрягали. Сейчас в этом плане стало заметно лучше. В Западной Монголии местные ни по-русски, ни по-английски не говорят, но и пастухи, и водилы охотно вступают в разговор на языке жестов, подробно разъясняют тонкости хитросплетений монгольских дорог. Правда, не всегда верно.  Монгольские туристы из окрестностей Улан-Батора крайне доброжелательны и хорошо говорят по-русски. Меньше стало пьяных, исчезли россыпи бутылок из-под архи на подъездах к городам. Реальный конфликт, не считая приграничного бардака, был всего раз, в районе города Улиастай. Местный инспектор по охране природы (заметьте, совершенно трезвый инспектор), долго выяснял, зачем мы убиваем диких птиц. Причем, орудием убийства он определил мой фотоаппарат SONY NEX-7.

TOMGEM PLANETA. Монголия 2015. Пустыня Гоби

TOMGEM PLANETA. Монголия 2015. Пустыня Гоби

Дороги.  Монгольские дороги нас, прямо скажу, удивили. Поначалу все было как в прошлый раз — въехали в Монголию и тут же вляпались в раздолбанную гравийку. Но уже километров через пятнадцать она сменилась на ровненький асфальт, и тянулся он аж до озера Том Нур, а это около 150 км.  Два года назад часто можно было видеть картину — на стокилометровом участке новой отсыпанной дороги занят ее выравниванием один единственный грейдер, иногда ему помогал один каток. Мы по этому поводу обхихикались. Но итог — 150 км дороги построены. И не только в районе Олгия. От Ховда в сторону Алтая тоже проложено больше 100 км асфальта, и от Алтая в сторону Баянхонгора около 150 км. По слухам, от Баянхонгора до Улан-Батора и от Улангома до Улан-Батора дороги полностью заасфальтированы. Молодцы монголы!!!

В связи с улучшением дорожной ситуации, по межгороду ездят больше авто. Не так часто, как в России, но и не как два года назад. Ну, и конечно же, появилась дорожная полиция — а кто еще обуздает монгольских лихачей и зарвавшихся российских туристов.

Впрочем, колоритные гравийки все еще присутствуют в избытке — знаменитые монгольские ухабы и «стиральную доску» здесь никто не отменял. В прошлую поездку от езды по дорожной ряби у нашего Паджеро вывалился медиацентр и слегка подвывернулись дверцы. Сейчас, учтя полученный опыт, при съезде с асфальта мы сразу снижали давление в шинах до 1,8. Это позволяло без проблем двигаться по гравийкам — грунтовкам на скоростях 100-120 км/час

TOMGEM PLANETA. Монголия 2015. Пустыня Гоби

TOMGEM PLANETA. Монголия 2015. Пустыня Гоби

Подготовка автомобиля. Как готовили наш Паджеро-4 к Монголии, я писал в отчете за 2013-й год. К этому добавилась только лебедка. Она нам не понадобилась, но зато с ней без особой нервотрепки мы вдоволь накатались по дюнам. Прошлый раз у нас «полетел» амортизатор. В эту поездку лопнула пружина. И то, и другое оба раза мы возили в багажнике среди запчастей. В прошлый раз не было ни одного прокола, зря с собой свозили три запасных колеса. А в этот раз не зря — было четыре дырки в колесах, один серьезный порез и лопнул один диск. Еще из нового брали с собой пусковое устройство. В Монголии оно нам не понадобилось, а когда вернулись домой, в первую же ночь разрядились аккумуляторы. И что бы мы делали без пускового, случись такое в пустыне…

TOMGEM PLANETA. Монголия 2015. Пустыня Гоби

TOMGEM PLANETA. Монголия 2015. Пустыня Гоби

Навигация.  Достаточно подробные карты Монголии мы видели у  местных туристов, значит они существуют. Но где их взять…? Монгольская турфирма Легендтур вроде бы предлагает карты автомобильных дорог и туристические схемы Монголии. Но мы ничего не смогли у них купить. Поэтому для ориентирования на местности использовали свою карту и навигатор. Карта — обзорная карта Монголии масштаба 1:5000000 со схематично нанесенными дорогами, населенными пунктами и горными массивами. По ней можно было определиться, куда нам в принципе надо. А чтобы понять, как добраться куда надо, мы использовали навигатор GARMIN MONTANA-600 с закаченными генштабовскими картами 1:500000. Все как в прошлый раз. Но не совсем.

Чтобы облегчить себе жизнь, ездили в основном по нашим старым трекам 2013-го года. Но! Прошлый раз мы всего пару раз уходили куда не надо на 2-3 км. А сейчас, используя треки, практически каждый день блудили километров по 20 — 30, а иногда и по 70. В чем прикол? Дело в том, что большинство монгольских дорог — грунтовки, и они непостоянны. То есть, засыпало дорогу песком — монголы ездят там, где не засыпало, а это может быть в десятках километрах от предыдущей дороги. Вот мы и ездили там, где была дорога два года назад, а сейчас это еле заметный след, который то и дело упирается то в дюны, то в овраги. Похоже, большинство туристов, которые жалуются на сложности навигации в Монголии, ориентируются как мы сейчас, по чьим-то трекам.

Почему мы не блудили прошлый раз? Схема движения была такова. На навигаторе ставили нужную нам маршрутную точку и получали направление, куда нам надо ехать. Оставалось только из множества монгольских грунтовок, следующих в нужном нам направлении, выбрать наиболее накатанную, а значит действующую.

TOMGEM PLANETA. Монголия 2015. Пустыня Гоби

TOMGEM PLANETA. Монголия 2015. Пустыня Гоби

Горючее. Как и в прошлый раз, заправлялись на красных заправках PETROVIC. Что изменилось? В связи с падением курса рубля изменилась цена на дизель, сейчас она перевалила за 60 руб/литр. Вдоль федеральных трасс качество дизеля, как и в прошлый раз, вполне приличное. А «деревенская» солярка стала лучше. На перевалах движок от нее посвистывал, но тянул нормально и не перегревался как два года назад. Для сравнения, когда после Монголии на Алтае мы залили РОСНЕФТЬ, паджеровский компьютер известил нас о поломке двигателя. Но вернемся к Монголии. Заправок стало больше, качество дизеля стало лучше, но для езды по пескам все же лучше горючку везти с собой в канистрах.

TOMGEM PLANETA. Монголия 2015. Пустыня Гоби

TOMGEM PLANETA. Монголия 2015. Пустыня Гоби

ВАЛЮТА. Вдоль южной федеральной трассы принимают ТОЛЬКО тугрики, а в банках к обмену принимают ТОЛЬКО доллары. В Северо-Западной Монголии можно рассчитываться и тугриками, и долларами, и рублями, а обмен валюты производить лучше на рынках. Все как в прошлый раз, за исключением одной детали. В 2013-м году лучший обменник был на монгольской таможне. В этом году все наоборот. Обменника не было вообще, а местные менялы, как выяснилось позже, «обули» нас процентов на 15. Впрочем, в эту поездку все околотаможенные организации представляли собой сплошное кидалово. Так, сразу за таможней есть шлагбаум, а рядом с ним домик, где оформляют различные обязательные страховки. Некая узкоглазая работница этого домика взяла с нас деньги и… ушла с ними домой. Мы, естественно, возмутились, и местные монголы выдали нам нечто помятое на монгольском языке, пояснив, что это и есть страховка. На обратном пути эта же девица проверяла наличие страховок. Я ей напомнил про наши стыренные деньги. Судя по тому, что дамочка сразу потеряла к нам интерес, денежки с туристов она регулярно кладет себе в карман.

TOMGEM PLANETA. Монголия 2015. Нагорье Хангай

TOMGEM PLANETA. Монголия 2015. Нагорье Хангай

ПРОДУКТЫ.  В крупных городах полно магазинов с любыми продуктами, причем цены сильно ниже наших. Два года назад проблем не было. В этом году были. Пытались мы докупить консервы, и сколько-нибудь приличной тушенки не нашли. Точнее, она вообще не съедобная. И в этом плане монголов может оправдать только то, что вся их тушенка российского производства.

Отдельная тема — рынки. На них можно купить сушеное мясо и местные, твердые как камень, козье-овечьи сыры, что-то типа казахского курта. Сыры — гадость, но на них быстро «подсаживаешся» и потом грызешь целыми днями. Куски белого твердого сыра быстро покрылись ГОЛУБОЙ плесенью, получилось что-то типа монгольского Дор Блю. Еще есть твердые творожные палочки, по вкусу похожие на наши сладкие творожные сырки. Варваре очень понравились.

ОБЩЕПИТ. Все как в прошлый раз. Проблемы есть. В ресторанах скорее всего предложат малосъедобную местную еду. Проще питаться в кафешках на рынках. Здесь можно поесть буузы — этакие мантопельмени, чебуреки, рис с мясом. Это вкусно, и нам на двоих хватало 250-300 рублей. Между городами в юртах лучше не есть. Во- первых не вкусно, во-вторых дорого. И займет это часа полтора, поскольку готовить начнут скорее всего с нуля.

TOMGEM PLANETA. Монголия 2015. Нагорье Хангай. Озеро Хара-Нур

TOMGEM PLANETA. Монголия 2015. Нагорье Хангай. Озеро Хара-Нур

ГОСТИНИЦЫ. Проблемы есть, и два года назад они выглядели так. Если это дорогая гостиница, от 40$, то, как говорят сами монголы, она «не для сна». Девицы будут визжать всю ночь. Если это дешевая гостиница, вы до утра будете слушать разборки пьяных монголов. Поэтому в этом году в дешевых гостиницах мы не селились, а в дорогих только по большой необходимости.

Нет гостиниц для сна в городах Улиастай и Улангом. В Баянхонгоре, как и прошлый раз останавливались в «Сеуле», номера вполне приличные. А вот обслуга, в отличие от прошлого раза, говорит только по монгольски.

В городе Алтай открылась после ремонта гостиница «Алтай». Снаружи — такое же облезлое здание, но номера очень даже приличные. Рядом есть кафешка. Ее хозяин  — американский монгол — готовит дорого, но вкусно, хорошо говорит по русски.

Отдельная тема кемпинги. Пытались остановиться в юрте рядом с урочищем Баянзаг. Как-то не захотелось. В общей юрте, а это 6 — 8 коек, разумеется, без санузла, за одно спальное место просят 100$. Но это хорошо раскрученный туристический регион. На самих затоптанных — замыленных скалах (а это всего-то метров 400 тропы) собирается до 60-ти внедорожников. Вот монголы и наглеют.

А вот юрту в кемпинге на озере Хара-Нур (недалеко от города Улиастай) рекомендую. Юрта двухместная, печка, свет от аккумулятора, завтрак, туалет на улице. За все это, если не ошибаюсь, 30$. Очень вкусно кормят в столовой, в том числе местной пелядью — огромные рыбины, спина с мою ладонь шириной. При трехразовом питании мы вдвоем проедали 20$ в день. Хозяин, Хайчит, печется о безопасности туристов, гонит всех приближающихся к юрте монголов куда подальше, невзирая на ранги. Найти кемпинг можно здесь ( N 48°19,274′  E 096°08,026′)

TOMGEM PLANETA. Монголия 2015. Нагорье Хангай. Озеро Хара-Нур

TOMGEM PLANETA. Монголия 2015. Нагорье Хангай. Озеро Хара-Нур


 

Подробности монгольского путешествия можно посмотреть здесь:

По Монголии на внедорожнике 2015. ПУСТЫНЯ ГОБИ

По Монголии на внедорожнике 2015. НЭМЭГЭТИНСКИЕ КАНЬОНЫ.

 

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

3 комментария: По Монголии на внедорожнике 2015

  1. Уведомление: В Монголию на внедорожнике Паджеро-4. 2015 | Tomgem Planeta

  2. Уведомление: Монголия 2015. Нэмэгэтинские каньоны. | Tomgem Planeta

  3. Уведомление: Динозавры Нэмэгэтинских каньонов. | Tomgem Planeta

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *